кружок естественнонаучной направленности "Играйка-развивайка" (развитие речи, обучение грамоте, чтению и математическим навыкам через игру)
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Играйка-развивайка». Возраст - 5-7 лет. Срок реализации - 2 года.
Актуальность данной программы базируется на анализе существующих у детей проблем, педагогического опыта и спроса родителей.Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Новизна программы «Играйка-развивайка» заключается в том, что она дает возможность полностью отказаться от традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д. Реализация данной программы предполагает комплексный подход к решению этих вопросов, все разделы неразрывно связаны между собой. Каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка – это калейдоскоп игр (занимательных, дидактических, интерактивных, подвижных и др.), игровых ситуаций, заданий и упражнений, выстроенных в единый игровой сюжет. Еще одна отличительная особенность программы заключается в том, что дети знакомятся с тестовыми заданиями и способами их выполнения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная (изобразительная), познавательная, развивающие упражнения, элементарная математика, с помощью которых дети научатся читать, считать, решать, писать, объяснять свои действия, строить умозаключения, вести опытно-экспериментальную работу, получат много интересной познавательной информации об окружающей действительности, что будет способствовать индивидуальному развитию каждого ребенка, позволит в полной мере подготовиться к началу школьного обучения.
Цель и задачи программы
Цель программы: содействие формированию психологической и личностной готовности ребенка к школе, развитию мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, предпосылок учебных умений и навыков.
Задачи:
образовательные
а) «Развитие речи и обучение грамоте»:
- способствовать овладению видами речевой деятельности: умением слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
- обогащать речь детей (увеличение словарного запаса), за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, просмотра иллюстраций, бесед, развивающих упражнений и др.
- формировать умения фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении;
- обучить правилам грамматики и правописания: заглавная буква, точка, раздельное написание слов, правописание жи - ши, ча-ща, чу - щу;
- совершенствовать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
- формировать умение выполнять фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
- формировать умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова;
- учить обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.
б) «Развитие математических представлений»
- формировать устойчивые математические представления о числах и цифрах (в пределах 20);
- научить выполнять математические операции со знаками: +, -, >, <, =;
- познакомить детей с разрядным составом однозначных и двузначных чисел (десятки и единицы);
- научить решать и составлять арифметические задачи в пределах 20;
- научить определять место числа в натуральном ряду чисел;
- формировать умение определять состав числа из двух меньших;
- расширять знания детей о геометрических фигурах и формах;
- учить ориентироваться во времени и пространстве;
- формировать умения в измерении длины, ширины, высоты предмета линейкой, изображать на листе отрезки заданной длины;
- дать детям представления о весе предметов и объеме, способах их измерения;
- развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, классифицировать.
развивающие:
- развивать интеллектуальные и творческие способности, основные мыслительные процессы, любознательность;
- планомерно развивать психологические способности, мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
воспитательные:
- воспитывать положительные эмоции по отношению к школе и школьному обучению;
- воспитывать и развивать ответственность и самостоятельность в поиске ответов на возникающие вопросы, поиске решения возникающих проблем;
- воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.), приобщать детей к игровому взаимодействию.
Содержание программы
Методологические особенности реализации программного содержания в образовательном процессе ДОУ:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Играйка-развивайка» реализуется за рамками основной общеобразовательной программы ДОУ (организация дополнительных образовательных услуг).
- Организация образовательного процесса по реализуемой дополнительной общеразвивающей программе осуществляется на основании психофизиологических особенностей развития детей дошкольного возраста.
- Необходимость организации (реорганизации) воспитанников (обучающихся) в подгруппы, пары и т.д. для обеспечения эффективности организации образовательного процесса, обуславливается программным содержанием
На протяжении всех занятий:
- Используются задания на развитие логического мышления. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.
В работе присутствуют содержательно-логические задания на развитие:
-
- внимания: лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти (зрительной и слуховой) с использованием арифметического и геометрического материала, слов, предметных картинок;
- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
- Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют при помощи карандашей, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе не ставится цель обучения ребёнка письму, а только лишь подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому, для них, действию, как написание букв и цифр. Для этого будут использоваться:
- обведение по контуру узоров и букв различной конфигурации,
- составление узоров по аналогии и самостоятельно,
- штриховка предметов,
- печатание букв и цифр,
- гимнастика для пальцев;
- знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради;
- обучение работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку слева направо и др.
- У детей формируются общие учебные умения: слушать вопросы взрослого, слушать ответы сверстников, высказывать суждения и предположения, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает желание и усилия детей качественно выполнять задания, создаёт ситуацию успеха с помощью похвалы, положительной словесной оценки, поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей самооценки.
Планируемые результаты
Раздел «Развитие речи, обучение грамоте и чтению»
При успешном усвоении программы ребенок старшей группы:
-
- различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
- понимает и правильно пользуется терминами «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- делит слова на слоги;
- определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает ее соответствующим значком;
- определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- дает характеристику звука: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие;
- проводит звуковой анализ слов и пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);
- знает буквы русского алфавита;
- умеет писать (печатать) в тетради буквы, слова, предложения.
- читает слоги, слова, предложения;
- самостоятельно составляет предложения согласно предлагаемой схеме.
- использует в речи антонимы, синонимы, слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, обобщения, понимает смысл многозначных слов, пословиц, фразеологических оборотов;
- обводит, штрихует (в заданном направлении);
- овладевает позой пишущего человека.
При успешном усвоении программы ребенок подготовительной группы:
-
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
- записывает слова, предложения печатными буквами, как самостоятельно формулируя их, так и под диктовку и путем списывания с доски, соблюдая пробелы между словами;
- читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
- умеет поставить предложения в логической последовательности;
- использует в речи антонимы, синонимы, слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, обобщения; понимает смысл многозначных слов, фразеологических оборотов, пословиц и поговорок
- владеет умением преобразовывать слова (например, из существительного в прилагательное: клюква – клюквенный; дерево – деревянный и т.д.)
- умеет рассуждать, делать выводы; работать по прослушанному тексту, выполняя тесты.
- владеет способами запоминания картинок и слов на слух.
- ориентируется в тетради в линию и клетку;
- разгадывает ребусы, кроссворды;
- умеет выполнять тестовые задания.
Раздел «Развитие математических представлений»
При успешном усвоении программы ребенок старшей группы:
-
- имеет представление о числах и цифрах от 0 до 10
- владеет количественным и порядковым счетом, счет в прямом и обратном порядке
- знает и пользуется математическими знаками +,-,=,<,>.
- умеет устанавливать соответствие между количеством предметов и числом, цифрой
- умеет решать арифметические задачки, примеры на сложение и вычитание
- знает геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, ромб, 5-6-тиугольник, цилиндр, конус, пирамида, куб, шар;
- называет и показывает элементы геометрических фигур (стороны, углы);
- выкладывает из палочек геометрические фигуры, силуэт предметов по схеме;
- дорисовывает геометрические фигуры до знакомых предметов;
- составляет из геометрических фигур символические изображения;
- раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте;
- имеет представление о частях суток, временах года, о количестве месяцев в году и дней в неделе;
- умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости.
При успешном усвоении программы ребенок подготовительной группы:
-
- считает до 20 (количественный и порядковый счет), хорошо ориентируется на числовой прямой и по таблице, может назвать «соседей» слева и справа от задуманного числа;
- овладевает счетными умениями десятками, пятерками, четными и нечетными числами в пределах 20;
- имеет представление о составе числа из десятков и единиц, последовательности расположения чисел;
- умеет сравнивать числа в пределах 200, понимать соотношение чисел на наглядной основе и без опоры на наглядность;
- сформированы навыки сложения и вычитания одно- и двузначных чисел на наглядной основе и без опоры на наглядность,
- умеет решать арифметические и логические задачи и упражнения;
- преобразовывает одну фигуру в другую (путем складывания, разрезания);
- понимает, составляет и решает арифметические задачи,
- различает величины: объем, массу;
- измеряет длину предметов;
- делит предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей;
- называет дни недели, месяцы, знает их порядковый номер;
- ориентируется на листе бумаги (по клеточкам);
- объединяет группы предметов по общему признаку, находит части целого множества и целое по известным частям;
- умеет определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.
- рисует предметы и узоры по клеточкам (выполняя графический диктант);
- умеет решать логические задачи (на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез); развитие способности к установлению конкретных связей и зависимостей.
А также сформированы:
-
- предпосылки учебной деятельности (проявляет интерес и потребность в познании нового, понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).
- развиты личностные качества – трудолюбие, усидчивость, способность к волевым усилиям; следование принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего; соблюдение культуры слушания: слушаю, слышу, не перебиваю.
Методы обучения
При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, словесные игры. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение, работа с предметными и сюжетными картинками, фотографиями, таблицами, логическими цепочками (картинки), рабочими тетрадями на печатной основе; заучивание стихотворений с опорой на картины. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
Практические: упражнение, игровой метод (определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, составление звуко-буквенных схем, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи; ассоциативные упражнения; тесты на понятийное мышление, воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка на плоскости, выполнение арифметических действий, графические диктанты, штриховки и т.д.)
Формы организации образовательного процесса
При реализации программного содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Играйка-развивайка» используется следующая форма организации образовательного процесса: группа до 15 человек одного возраста, где предполагается совместная игровая и познавательная деятельность взрослого и детей.
Формы организации занятий
Учебное занятие выступает как основная форма работы с детьми дошкольного возраста.
Программа реализуется на интегрированной основе, в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала, интерактивного оборудования. Отдельные упражнения представлены на рабочих листах, карточках.
Двигательная активность детей осуществляется на физкультминутках, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части, а также во время занятий – при выполнении некоторых заданий.
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий:
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом
- Практическая работа
- Дидактическая игра
- Самостоятельная работа детей
- Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Совместная деятельность детей
- Совместная деятельность взрослого и детей
Педагогические технологии:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Играйка-развивайка» разработана в соответствии с современными образовательными технологиями:
- Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса;
- Здоровьесберегающая технология, реализующуюся через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, различные виды гимнастик: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; 3.Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.
4. Информационно- коммуникационная технология, которая применяется:
- при подготовке и проведении занятий (иллюстрирование учебного материала - презентации, кинофильмы, мультфильмы, фонограммы);
- оформления консультаций для родителей;
- подбор дополнительного познавательного материала;
- обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
- оформление документации, отчётов;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»