кружок естественнонаучной направленности "Играйка-развивайка" (развитие речи, обучение грамоте, чтению и математическим навыкам через игру)

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Играйка-развивайка». Возраст - 5-7 лет. Срок реализации - 2 года.

Актуальность данной программы базируется на анализе существующих у детей проблем, педагогического опыта и спроса родителей.Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку.

Новизна программы «Играйка-развивайка» заключается в том, что она дает возможность полностью отказаться от традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д. Реализация данной программы предполагает комплексный подход к решению этих вопросов, все разделы неразрывно связаны между собой. Каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка – это калейдоскоп игр (занимательных, дидактических, интерактивных, подвижных и др.), игровых ситуаций, заданий и упражнений, выстроенных в единый игровой сюжет. Еще одна отличительная особенность программы заключается в том, что дети знакомятся с тестовыми заданиями и способами их выполнения.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная (изобразительная),      познавательная, развивающие упражнения, элементарная математика, с помощью которых дети научатся читать, считать, решать, писать, объяснять свои действия, строить умозаключения, вести опытно-экспериментальную работу, получат много интересной познавательной информации об окружающей действительности, что будет способствовать индивидуальному развитию каждого ребенка, позволит в полной мере подготовиться к началу школьного обучения.

Цель и задачи программы

Цель программы:  содействие формированию психологической и личностной готовности ребенка к школе, развитию мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, предпосылок учебных умений и навыков.

Задачи:

образовательные

а) «Развитие речи и обучение грамоте»:

  • способствовать овладению видами речевой деятельности: умением слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • обогащать речь детей (увеличение словарного запаса), за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, просмотра иллюстраций, бесед, развивающих упражнений и др.
  • формировать умения фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении;
  • обучить правилам грамматики и правописания: заглавная буква, точка, раздельное написание слов, правописание жи - ши, ча-ща, чу - щу;
  • совершенствовать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
  • формировать умение выполнять фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • формировать умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова;
  • учить обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.

б) «Развитие математических представлений»

  • формировать устойчивые математические представления о числах и цифрах (в пределах 20);
  • научить выполнять математические операции со знаками: +, -, >, <, =;
  • познакомить детей с разрядным составом однозначных и двузначных чисел (десятки и единицы);
  • научить решать и составлять арифметические задачи в пределах 20;
  • научить определять место числа в натуральном ряду чисел;
  • формировать умение определять состав числа из двух меньших;
  • расширять знания детей о геометрических фигурах и формах;
  • учить ориентироваться во времени и пространстве;
  • формировать умения в измерении длины, ширины, высоты предмета линейкой, изображать на листе отрезки заданной длины;
  • дать детям представления о весе предметов и объеме, способах их измерения;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, классифицировать.

развивающие:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности, основные мыслительные процессы, любознательность;
  • планомерно развивать психологические способности, мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

воспитательные:

  • воспитывать положительные эмоции по отношению к школе и школьному обучению;
  • воспитывать и развивать ответственность и самостоятельность в поиске ответов на возникающие вопросы, поиске решения возникающих проблем;
  • воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные,   познавательные, регуляторные;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.), приобщать детей к игровому взаимодействию.

Содержание программы

Методологические особенности реализации программного содержания в образовательном процессе ДОУ:

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Играйка-развивайка» реализуется за рамками основной общеобразовательной программы ДОУ (организация дополнительных образовательных услуг).
  2. Организация образовательного процесса по реализуемой дополнительной общеразвивающей программе осуществляется на основании психофизиологических особенностей развития детей дошкольного возраста.
  3. Необходимость организации (реорганизации) воспитанников (обучающихся) в подгруппы, пары и т.д. для обеспечения эффективности организации образовательного процесса, обуславливается программным содержанием

На протяжении всех занятий:

  1. Используются задания на развитие логического мышления. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.

В работе присутствуют содержательно-логические задания на развитие:

    • внимания: лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
    • воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
    • памяти (зрительной и слуховой) с использованием арифметического и геометрического материала, слов, предметных картинок;
    • мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
  1. Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют при помощи карандашей, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе не ставится цель обучения ребёнка письму, а только лишь подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому, для них, действию, как написание букв и цифр. Для этого будут использоваться:

  • обведение по контуру узоров и букв различной конфигурации,
  • составление узоров по аналогии и самостоятельно,
  • штриховка предметов,
  • печатание букв и цифр,
  • гимнастика для пальцев;
  • знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради;
  • обучение работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку слева направо и др.
  1. У детей формируются общие учебные умения: слушать вопросы взрослого, слушать ответы сверстников, высказывать суждения и предположения, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает желание и усилия детей качественно выполнять задания, создаёт ситуацию успеха с помощью похвалы, положительной словесной оценки, поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей самооценки.

Планируемые результаты

Раздел «Развитие речи, обучение грамоте и чтению»

При успешном усвоении программы ребенок старшей группы:

    • различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
    • понимает и правильно пользуется терминами «звук», «буква», «слог»,  «слово», «предложение»;
    • делит слова на слоги;
    • определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает ее соответствующим значком;
    • определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
    • дает характеристику звука: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие;
    • проводит звуковой анализ слов и пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);
    • знает буквы русского алфавита;
    • умеет писать (печатать) в тетради буквы, слова, предложения.
    • читает слоги, слова, предложения;
    • самостоятельно составляет предложения согласно предлагаемой схеме.
    • использует в речи антонимы, синонимы, слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, обобщения, понимает смысл многозначных слов, пословиц, фразеологических оборотов;
    • обводит, штрихует (в заданном направлении);
    • овладевает позой пишущего человека.

При успешном усвоении программы ребенок подготовительной группы:

    • проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
    • ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
    • записывает слова, предложения печатными буквами, как самостоятельно формулируя их, так и под диктовку и путем списывания с доски, соблюдая пробелы между словами;
    • читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
    • умеет поставить предложения в логической последовательности;
    • использует в речи антонимы, синонимы, слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, обобщения; понимает смысл многозначных слов, фразеологических оборотов, пословиц и поговорок
    • владеет умением преобразовывать слова (например, из существительного в прилагательное: клюква – клюквенный; дерево – деревянный и т.д.)
    • умеет рассуждать, делать выводы; работать по прослушанному тексту, выполняя тесты.
    • владеет способами запоминания картинок и слов на слух.
    • ориентируется в тетради в линию и клетку;
    • разгадывает ребусы, кроссворды;
    • умеет выполнять тестовые задания.

Раздел «Развитие математических представлений»

При успешном усвоении программы ребенок старшей группы:

    • имеет представление о числах и цифрах от 0 до 10
    • владеет количественным и порядковым счетом, счет в прямом и обратном порядке
    • знает и пользуется математическими знаками +,-,=,<,>.
    • умеет устанавливать соответствие между количеством предметов и числом, цифрой
    • умеет решать арифметические задачки, примеры на сложение и вычитание
    • знает геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, ромб, 5-6-тиугольник, цилиндр, конус, пирамида, куб, шар;
    • называет и показывает элементы геометрических фигур (стороны, углы);
    • выкладывает из палочек геометрические фигуры, силуэт предметов по схеме;
    • дорисовывает геометрические фигуры до знакомых предметов;
    • составляет из геометрических фигур символические изображения;
    • раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте;
    • имеет представление о частях суток, временах года, о количестве месяцев в  году и дней в неделе;
    • умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости.

При успешном усвоении программы ребенок подготовительной группы:

    • считает до 20 (количественный и порядковый счет), хорошо ориентируется на числовой прямой и по таблице, может назвать «соседей» слева и справа от задуманного числа;
    • овладевает счетными умениями десятками, пятерками, четными и нечетными числами в пределах 20;
    • имеет представление о составе         числа из десятков и единиц, последовательности                                         расположения чисел;
    • умеет сравнивать числа в пределах 200, понимать соотношение чисел на наглядной основе и  без опоры на наглядность;
    • сформированы  навыки сложения и вычитания одно- и двузначных чисел на наглядной основе и без опоры на наглядность,
    • умеет решать арифметические и логические задачи и упражнения;
    • преобразовывает одну фигуру в другую (путем складывания, разрезания);
    • понимает, составляет и решает арифметические задачи,
    • различает величины: объем, массу;
    • измеряет длину предметов;
    • делит предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей;
    • называет дни недели, месяцы, знает их порядковый номер;
    • ориентируется на листе бумаги (по клеточкам);
    • объединяет группы предметов по общему признаку, находит части целого множества и целое по известным частям;
    • умеет определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.
    • рисует предметы и узоры по клеточкам (выполняя графический диктант);
    • умеет решать логические задачи (на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез); развитие способности к установлению конкретных связей и зависимостей.

А также сформированы:

    • предпосылки учебной деятельности (проявляет интерес и потребность в познании нового, понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).
    • развиты личностные качества – трудолюбие, усидчивость, способность к волевым усилиям; следование принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего; соблюдение культуры слушания: слушаю, слышу, не перебиваю.

Методы обучения

При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.

При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:

Словесные: рассказ, беседа, словесные игры. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.

Наглядные: наблюдение, работа с предметными и сюжетными картинками, фотографиями, таблицами, логическими цепочками (картинки), рабочими тетрадями на печатной основе; заучивание стихотворений с опорой на картины. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.

Практические: упражнение, игровой метод (определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, составление звуко-буквенных схем, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи; ассоциативные упражнения; тесты на понятийное мышление, воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка на плоскости, выполнение арифметических действий, графические диктанты, штриховки и т.д.)

Формы организации образовательного процесса

При реализации программного содержания  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Играйка-развивайка»  используется следующая форма организации образовательного процесса: группа до 15 человек одного возраста, где предполагается  совместная игровая и познавательная деятельность взрослого и детей.

Формы организации занятий

Учебное занятие выступает как основная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Программа реализуется на интегрированной основе, в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала, интерактивного оборудования. Отдельные упражнения представлены на рабочих листах, карточках.

Двигательная активность детей осуществляется на физкультминутках, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части, а также во время занятий – при выполнении некоторых заданий.

В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий:

  • Фронтальная работа с демонстрационным материалом
  • Практическая работа
  • Дидактическая игра
  • Самостоятельная работа детей
  • Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Совместная деятельность детей
  • Совместная деятельность взрослого и детей

Педагогические технологии:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Играйка-развивайка» разработана в соответствии с  современными образовательными технологиями:

  1. Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса;
  2. Здоровьесберегающая технология, реализующуюся через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, различные виды гимнастик:     пальчиковую,     для     глаз,     дыхательную,      бодрящую; 3.Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

4. Информационно- коммуникационная технология, которая применяется:

  • при   подготовке   и    проведении   занятий   (иллюстрирование   учебного материала - презентации, кинофильмы, мультфильмы, фонограммы);
  • оформления консультаций для родителей;
  • подбор дополнительного познавательного материала;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
  • оформление документации, отчётов;
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie